Евреи и долголетие

Профессор Давид БОРОХОВ (Израиль) 

До репатриации я занимался социальной гигиеной и медицинской демографией. Эти науки в бывшем Советском Союзе относились к наиболее политизированным разделам социологии. Специалисты нашего профиля занимались изучением влияния социально-экономических факторов и образа жизни людей на состояние их здоровья и долголетие. Политизация научной деятельности заключалась в том, что для специалистов фактически был закрыт доступ к результатам исследований зарубежных коллег, а любая попытка отклонения от догматов марксистско-ленинской философии или получение выводов, противоречащих официальной политической доктрине, жестоко преследовались. Напомню о судьбе специалистов – организаторов Всесоюзной переписи населения 1937 года, решивших включить в переписные листы вопрос о религиозной принадлежности граждан. Так как результаты переписи разошлись с ранее сделанными правительственными оценками, материалы её были признаны дефектными и уничтожены, а организаторов переписи репрессировали.

Не подтвердились широко разрекламированные средствами массовой информации рекорды “долголетия” (Ш.Муслимов – 168 лет, П.Кцартену – 175 лет и многие другие). В бывшем СССР стремление во что бы то ни стало “быть впереди планеты всей” породило немало липовых рекордов. Не избежала их и геронтология. По данным Всесоюзной переписи 1970 года, численность населения Советского Союза достигла 241,8 млн. человек, из которых только 19,3 тысячи (0,008%!) пребывали в возрасте 100 и более лет. Большинство обнаруженных столетних старцев проживало в труднодоступных горных районах республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана. Однако последующая проверка итогов переписи установила, что из общего числа 100-летних 57% в европейской части СССР и 48% в Закавказье, Северном Кавказе и Средней Азии должны были быть “исключены из списка долгожителей, как фактически не достигшие приписываемого им возраста”.
Мировоззренческая позиция моего поколения складывалась, с одной стороны, под влиянием семейного воспитания и условий жизни, с другой – под давлением официальных доктрин воинствующего атеизма и антисемитизма. В итоге я стал человеком, верящим в Творца, но критически относящимся к отдельным религиозным традициям и обрядам.

За годы жизни в нашей стране моё понимание сущности иудаизма значительно углубилось и расширилось. Мне стало понятно, что иудаизм – это не только вероисповедание, но и образ жизни, заповеданный Творцом еврейскому народу. Я стал глубже вчитываться в текст Торы и обнаружил для себя наличие множественных связей между достижениями современной научной мысли и заповедями иудаизма.

На страницах ТАНАХа можно найти неоднократные указания на наличие взаимосвязи между образом жизни человека и его долголетием. Наглядным подтверждением сказанного является Синайское откровение. Пятая заповедь, данная Всевышним нашему народу, гласит: “Чти отца своего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле…” (“Шемот”. 20).

Адам был наделён бессмертием. Однако по мере отхождения человека от заветов Творца уменьшается и продолжительность человеческой жизни. Если средний возраст патриархов до Ноя включительно составлял 910 лет, то после всемирного потопа он сократился втрое (до 296 лет). А после разрушения Вавилонской башни и испепеления Содома и Гоморры уменьшился ещё вдвое. Закономерно ли это? Думаю, что да.
Иудаизм рассматривает долголетие как высшее благо, дарованное человеку за соблюдение законов Торы (“Дварим”, 6; “Ваэтханан”, 2). Каждый субботний вечер глава семьи завершает обряд благословения словами: “…да будешь записан ты на жизнь благую и долгую вместе со всеми праведниками Израиля, амэн!”. Следует подчеркнуть, что, в отличие от большинства других нравственно-религиозных воззрений, иудаизм строго предписывает соблюдение образа жизни, способствующего укреплению здоровья и долголетию.

Еврейский образ жизни обусловливает выполнение целого ряда заповедей, носящих ограничительный характер и способствующих предупреждению распространения многих заболеваний. Даже в годы страшных эпидемий, опустошавших средневековую Европу, смертность евреев была минимальной. В 1348 году, во время эпидемии чумы, смертность горожан была в десятки раз выше, чем проживавших рядом с ними евреев. Избежавшие “чёрной смерти” евреи были обвинены в отравлении колодцев и стали жертвами многочисленных погромов, охвативших Францию, Швейцарию и Германию. В 1706 году в Риме во время эпидемии холеры смертность среди католиков была более чем в три раза выше, нежели среди евреев. Аналогичное соотношение показателей наблюдалось и во время холерной эпидемии в Будапеште в 1851 году. В Витебске во время эпидемии холеры в 1909 году заболеваемость евреев была в 3 раза, а смертность – в 1,5 раза ниже, чем среди православного населения. На состоявшемся в Вашингтоне в 1910 году международном противотуберкулёзном конгрессе были приведены данные, что среди евреев смертность от туберкулёза в два раза ниже, чем среди коренных народов стран диаспоры. На рубеже ХIХ–ХХ веков и общая смертность еврейского населения была значительно ниже, чем среди жителей стран рассеяния: в Великобритании – на 10,9%. В Германии – на 32,2%, в США – на 35,8%, в Алжире – практически в два раза. В царской России ежегодно, в расчёте на тысячу человек населения, среди православных умирало 32 человека, среди магометан –31, среди католиков – 22, среди протестантов – 15, среди евреев – 14.
Более низкая смертность и соответственно более высокая средняя продолжительность жизни еврейского населения побудили учёных заняться изучением этого феномена. Было выдвинуто две гипотезы. Согласно одной из них, долголетие евреев объяснялось наследственно-генетическими факторами, согласно другой – еврейским образом жизни. Как и во многих научных спорах, окончательный ответ не однозначен. Но, как показали работы профессора медицинского факультета Тель-Авивского университета Бат-Шевы Бонне-Тамир, ашкеназы и восточные евреи генетически существенно ближе друг к другу, чем к народам, среди которых они жили на протяжении многих веков. Первыми итогами научного проекта “Хронос” стало обнаружение генов, “ответственных” за долголетие. Оптимисты утверждают, что, если будут открыты пути фармацевтического или хирургического воздействия на эти гены, возникнут реальные пути увеличения сроков человеческой жизни.

А вот выводы, к которым я пришёл в результате собственных исследований, ретроспективной оценки средней продолжительности жизни европейских евреев в зависимости от степени соблюдения ими традиций иудаизма. В качестве базы данных о числе прожитых лет, причине смерти и об образе жизни послужили биографические сведения, приводимые в 16-томной Еврейской энциклопедии на русском языке и в “Encyclopedia judaica”. Было проанализировано 426 персоналий: лиц мужского пола еврейской национальности, живших в ХIХ веке и умерших ненасильственной смертью. Результаты показали, что средняя продолжительность жизни у тех из них, кто соблюдал еврейские традиции и вёл еврейский образ жизни, была на девять лет выше, чем у тех, кто отошёл от иудаизма (соответственно 73 и 64 года). Лица, лишь частично соблюдавшие еврейские религиозные традиции (светско-религиозный образ жизни), также не отличались особым долголетием (в среднем 66 лет). Хотя средняя продолжительность жизни евреев Российской империи была значительно ниже, чем евреев европейских стран, аналогичная связь между религиозным образом жизни и долголетием прослеживается повсеместно.

В прошлом году были опубликованы результаты исследования, выполненного под руководством профессора Дова Фридляндера с кафедры демографии Иерусалимского университета.
Проанализированы итоги переписей населения Израиля за 1961, 1972 и 1983 годы. Вывод однозначен: верующие живут дольше атеистов. Дов Фридляндер считает, что чем более человек религиозен, тем более консервативен образ его жизни. Среди верующих меньше курящих и злоупотребляющих алкоголем. И хотя они живут в густонаселённых районах и у них в большинстве случаев многодетные семьи и относительно низкие доходы на душу населения, общинная принадлежность и поддержка семьи способствует долголетию.

На сегодняшний день по среднестатистической продолжительности жизни своих граждан Израиль занимает четвёртое место среди стран мирового сообщества, уступая первенство только Японии, Швеции и Швейцарии. Продолжительность жизни еврейского населения страны выше, чем лиц, принадлежащих к другим религиозно-этническим группам. Евреи в среднем живут 77,2, христиане – 74,9, мусульмане – 74,3 года. Средняя расчётная продолжительность жизни женщин на 3,4 года выше, чем мужчин (соответственно 78,5 и 75,1 года). При сложившемся в стране уровне смертности до 50 лет доживает 94,4 % мужчин и 96,4% женщин, а до 70 лет – соответственно 71,3 и 80,6%. Свой 85-летний юбилей имеют реальный шанс отметить каждый четвёртый мужчина и каждая третья женщина.

Основные причины смертности еврейского населения Израиля – болезни органов кровообращения (41,9%), злокачественные новообразования (22,1%), несчастные случаи, отравления и травмы (5,8%). По данным кафедры демографии Иерусалимского университета, самая высокая вероятность стать долгожителями имеется у обитателей Раананы и Рамат ха-Шарона, за ними идут жители Бней-Брака и Иерусалима.

Как показали исследования американских генетиков, организм современного нам человека “запрограммирован” примерно на 120 лет. Так что пришедшее из глубины веков традиционное еврейское пожелание “до ста двадцати” можно считать не только реальным, но и научно обоснованным.

Из газеты “ВЕСТИ” (Израиль) – 16.08.1998 г.


21 февраля 1996 года Жанна Кальман, официально зарегистрированная в качестве старейшей жительницы мира, отпраздновала свой 121-й день рождения. Торжество прошло в муниципалитете города Арль, расположенного на юге Франции.


Маргалит Амрам в возрасте 80 лет жила одна в полуразрушенной квартире, самостоятельно управляясь со своим нехитрым хозяйством. Единственное неудобство – приходится делиться хлебом с мышами.


Мирьям Хофши в возрасте 96 лет продолжала ежедневно работать в собственном магазине “Кольбо Цафририм” на рынке “Кармель”, продавая игрушки, подарки и галантерею. “В чём секрет моего долголетия?” – спрашивает она, смеясь. – Я ем мясо, ежедневно тренируюсь, а самое главное – люблю людей и никогда не раздражаюсь”.


В возрасте 101 года Шуа Бехор перенёс операцию по поводу перелома шейки бедра. Несмотря на преклонный возраст, он смог вернуться к обычному образу жизни.




При перепечатке, ссылка на Как прожить еще, не умирать обязательна.

Похожие статьи о продолжительности жизни человека:
Как периодическое голодание увеличивает продолжительность жизни
Средняя продолжительность жизни человека в зависимости от размеров собственности
Демографическая ситуация в современной России


© 2008-2010 Тайны бессмертия
Как прожить еще...
Не умирать | Memory consumption: 0.75 Mb